THE SPECIFICS OF THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL TOURISM FOR CHILDREN WITH DISABILITIES
JOURNAL: « Scientific Notes of V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Geography. Geology», Volume 6 (72), №3, 2020
Publication text (PDF): Download
UDK: 338.48
AUTHOR AND PUBLICATION INFORMATION
AUTHORS:
Dulya K. V., Postgraduate Student V. B. Sochava Institute of Geography SB RAS , Irkutsk
TYPE: Article
DOI: https://doi.org/10.37279/2413-1717-2020-6-3-50-61
PAGES: from 50 to 61
STATUS: Published
LANGUAGE: Russian
KEYWORDS: recreational activities, infrastructure, accessible tourism, limited health opportunities (HIA), accessible environment, adaptive tourism, low-mobility group
ABSTRACT (ENGLISH):
The article presents an overview of the region’s opportunities for organizing affordable tourism, based on research conducted in the region. The collected materials reflect the difficulties in the studied direction of tourism and emphasize what needs to be paid attention to, show the interest of consumers. The materials received will improve the quality of services provided for children with disabilities
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня одним из важных направлений во многих странах является создание хороших условий для социального развития и адаптации детей, молодежи, а также и взрослого населения, независимо от уровня психологического и физического развития. Поэтому, социально-культурная деятельность с детьми-инвалидами — это большой вклад в становлении личности ребенка и формирования адекватного представления об окружающем мире.
Интеграция детей с нарушениями в здоровья в социокультурную среду сверстников возможна при проведении массовых мероприятий, например, творческие работы, конкурсы и культурно-познавательные экскурсии. Широкие возможности раскрываются в сфере туризма. Например, экскурсия помогает ребенку понять картину мира, традиции, которые присущи стране и народу. Однако, чтобы проводить экскурсии для детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимо изучить их специфику и требования.
Для исследования была выбрана территория Иркутской области: Ангарского городского округа и Слюдянского муниципального района. Ангарский городской округ площадью 1 150 км2 включает в себя 13 населенных пунктов и расположен в юго-западной части области. На территории Слюдянского района образованы 8 муниципальных образований и межселенная территория оз. Байкал в соответствии с законом Иркутской области от 2 декабря 2004 г. № 72-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований Слюдянского района Иркутской области». В состав района входят два города районного подчинения — город Слюдянка (районный центр) и город Байкальск. Две выбранные территории привлекают туристов и имеют объекты показа доступные для людей с инвалидностью.
Цель исследования — дать обзор возможностей Ангарского городского округа и Слюдянского муниципального района для организации нового направления в туризме.
Согласно цели, были определены следующие задачи:
— познакомиться со спецификой и требованиями проведения отдыха для детей с ОВЗ;
— на основе анализа мероприятий дать оценку развития;
— дать общую характеристику потенциала развития направления в регионе;
— провести анализ и выявить проблемы, лежащие в сфере географических знаний.
Методологические подходы исследования. Исследование проведено с использованием сравнительно-географического, исторического, статистического, фотографического, а также других традиционных географических методов и подходов.
На основе специально подготовленной анкеты проведен пробный анкетный опрос на горнолыжном курорте «Гора Соболиная» — опрошено 60 человек. В анкете был блок вопросов посвященных доступной среде, все респонденты подчеркивают, что курорт не готов принимать людей с ограниченными возможностями здоровья и мало мобильного контингента туристов. При этом представления самих респондентов о названных группах потребителей в основном сводится лишь к колясочникам, а прочие, такие как инвалиды по зрению или слуху — во внимание не принимаются.
Исходные материалы. Анализ исследуемой проблемы был выполнен на основе открытых данных Федеральной службы государственной статистики России, материалы полевых исследований, социологическое обследование туристов и отдыхающих на горнолыжном курорте «Гора Соболиная».
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА
В современных научных трудах много работ, связанных с рассмотрением доступности услуги и в том числе туристских услуг, лицам, имеющим ограничения в здоровье. Данные вопросы рассматриваются в публикациях таких исследователей как А. Д. Бавельский [3], М. В. Ефремова [4], Н. А. Зайцева [5], Ю. А. Киреева [6] Н. В. Маньшина [7], Е. Г. Радыгина [9], и другие.
Безусловно, разнообразные взгляды специалистов-исследователей в проблеме и их разработки и наработки, позволят повысить и усовершенствовать уровень доступности туристских услуг лицам с ограниченными физическими возможностями здоровья и создать условия для модернизации практики туризма для людей с ограниченными возможностями в России и в регионах.
Что же касается нашего региона, то сложно сказать, что мы отстаем или лидируем, можно утверждать, что мы только начинаем активно приспосабливать государственную программу «Доступная среда» по всем направлениям, с учетом возрастного разделения.
Доступная среда для маломобильных граждан (ММГ) — это сочетание требований и условий к городской архитектуре и инфраструктуре, которые позволяют людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) свободно передвигаться в пространстве и получать необходимую информацию для осуществления полноценной жизнедеятельности.
Тенденция старения населения в мире ведет к стабильному увеличению показателей числа инвалидов. По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) сейчас насчитывается более миллиарда людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (рис 1.)1.
Рис. 1. Доля людей с нарушением здоровья в мире.
Если познакомиться с официальной статистикой России, то можно не так много людей с ограниченными возможностями (рис. 2)2.
Что же касается Сибирско федерального округа, куда входит Иркутский регион, то доля округа в процентном отношении детей с заболеваниями составляет 12,2%. Доля региона в округе составляет 12,3%, в основном это заболевания, связанные с психическими расстройствами и поведением, врожденные аномалии, болезни нервной системы, а также заболевания с опорно-двигательным аппаратом.
Можно сделать вывод, что, основываясь на разных заболеваниях необходимо формирование условий для обеспечения доступности туристских услуг всем категориям потребителей, что безусловно является сложной задачей и именно поэтому проблемы доступного туризма все активнее рассматриваются исследователями.
Рис. 2. Люди с нарушением здоровья в России.
На сегодняшний день в международной практике различают пять категорий лиц с ограниченными возможностями:
1. «invalid», нуждающиеся в помощи извне;
2. «handicap», пользующиеся креслами-колясками;
3. «disease» с отклонениями в состоянии здоровья;
4. «disable» со сравнительно небольшими повреждениями, сопровождающимися умеренным уровнем снижения жизненных возможностей (например, лица со снижением слуха, отсутствием части конечности);
5. «elderly» люди пожилого и старческого возраста.
Данные категории распространяются всецело на любую возрастную категорию. В России выделяются две категории лиц с ограниченными возможностями: инвалиды и пожилые люди [2]. Предложенной категорией сложно сделать грамотное разделение, а вот определить социальный статус путешественников, вполне возможно. В соответствии с данной классификацией и на основе работ Андреевой И.В. [1] были выделены категории отдыхающих и виды паратуризма или доступного туризма по способу передвижения [8], которые в нашей работе представлены в виде авторской блок-схемы (рис. 3).
На основании приведенной рисунка, можно сделать вывод, что молодое поколение может принимать участие абсолютно в любом виде туризма, с учетом своих личных показаний к путешествию. Что же касается детей, то есть определенные сложности, ведь данная категория путешественников более уязвима и требует большей проработки маршрута, т. к. данную категорию сопровождают родители или близкие родственники. Подобное путешествие должно носить позитивный, образовательный и познавательный характер не только у детей, но и у сопровождающих, о чем очень часто забывают.
Рис. 3. Категории паратуристов и виды паратуризма. Составлено автором.
Молодое поколение с отклонениями оказываются, лишены доступных их сверстникам путей получения информации: недостаточность в передвижении и использовании каналов восприятия, доступных обычным людям, они не могут овладеть всем многообразием и остаются вне сферы досягаемости. Они также ограничены в игровой деятельности, что негативно сказывается на формировании личностных функций, особенно у детей.
Нарушение развития может возникнуть внезапно по многим причинам и развиваться на протяжении длительного времени, под влиянием многих факторов. Однако, некоторые факторы можно устранять пусть не полностью, но уменьшать в своем проявлении. Такими средствами могут выступать правильный уход, построение необходимой системы питания, грамотное предоставление медицинской помощи, организации досуга и т. п.
Самый лучший способ адаптации молодого поколения, где не будет отражаться неспособность туристов, а наоборот отражаться познавательная деятельность — это экскурсия. Экскурсия помогает познакомиться с разными обычаями, позволяет понять картину мира. Прежде, чем проводить экскурсии для людей данной категории с ограниченными возможностями, необходимо изучить их специфику и требования. Все это способствует адаптации детей с ограниченными возможностями. Особенности проведения туристических маршрутов определены в государственном стандарте ГОСТ Р 53998 от 2010 года «Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования»3:
— предусматривать для туристов с ограниченными физическими возможностями условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности при совершении путешествий;
— учитывать особенности физического и психологического состояний туристов с ограниченными физическими возможностями;
— при планировании туристских маршрутов отдавать предпочтения районам с благоприятными климатическими и природными условиями (избегать горные районы, районы Севера и т.п.);
— создавать удобства для ориентирования во время туристских путешествий и на экскурсионных маршрутах;
— в обязательном порядке обеспечивать транспортную доступность объектов туристской индустрии для людей с ограниченными физическими возможностями;
— обеспечить комфортность предоставления туристских услуг для маломобильных групп населения.
Экскурсионные программы для людей с ОВЗ можно увидеть в городе Ангарске, в музее часов. В рамках всероссийской программы «Доступная среда для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории города Ангарска» в Музее часов появился передвижной гусеничный подъемник для инвалидов-колясочников, что добавило преимущество музею при приеме особенных посетителей. Также в музее используется тактильная технология, что позволяет людям с нарушением зрения воспринимать материал.
Рис. 4. Тактильный экспонат музея часов (автор Евстропьева О.В.).
Музей проводит экскурсии для лиц с ОВЗ, каждая экскурсия проработана психологом, для того чтобы специалисты с учетом особенностей детей могли преподносить доступно информацию. Музей проводит круглые столы по направлению «Доступная среда», где участники могут поделиться своими разработками и перенять опыт коллег.
При анализе территории, входе полевых исследований, было выявлено, что Байкальск и Слюдянка, находятся на разных уровнях реализации программы «Доступная среда»4 (табл. 2) и в соотношении с требованием ГОСТ Р 53998 от 2010 года «Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования». Результаты анализа представлены в таблице 2, где мы наблюдаем, что не все объекты способны работать с предложенной категорией людей.
Состояние статистической базы данных представляет возможность провести сравнения и оценку по следующим показателям: обеспеченность и количество объектов.
Таблица 2.
Показатели реализации программы «Доступная среда»
Объект |
Слюдянка* |
Байкальск* |
Култук** |
п. Сухой Ручей** |
||||
обеспеченность |
количество |
обеспеченность |
количество |
обеспеченность |
количество |
обеспеченность |
количество |
|
Исторические и культурные достопримечательности |
нет |
— |
да |
3 |
нет |
— |
нет |
— |
Музеи |
нет |
— |
в зависимости от группы инвалидности |
1 |
нет |
— |
нет |
— |
Объекты показа Контактный зоопарк |
нет |
— |
Да |
1 |
нет |
— |
нет |
— |
Объекты размещения |
да |
1 |
в зависимости от группы инвалидности |
нет |
— |
нет |
— |
|
Предприятия питания |
— |
— |
все предприятия расположенные рядом с объектами показа |
да |
1 |
да |
1 |
|
Транспорт |
нет |
— |
нет |
нет |
— |
нет |
— |
|
Экскурсоводы |
в зависимости от группы инвалидности и возраста граждан |
— |
в зависимости от группы инвалидности и возраста граждан |
5 |
нет |
— |
нет |
— |
Библиотека |
проводятся занятия для детей с ОВЗ, здание арендуется для клуба по интересам людей с ОВЗ |
1 |
полностью оборудована для людей с ОВЗ |
1 |
нет |
— |
нет |
— |
Полевые наблюдения показали, что город Байкальск является лидером в организации доступного пространства для людей с ОВЗ, это мы видим в таблице 2. В городе Слюдянке имеется один объект размещения, способный принять людей с ОВЗ и библиотека, где проводятся различные мероприятия для детей с ОВЗ. Можно сказать, что данные города соответствует требованиям доступности объектов. Что же касается п. Сухой Ручей и п. Култук, то входе наблюдения были выявлены только объекты общественного питания, все остальные объекты не способны принимать людей с инвалидностью.
Помимо недостатка инфраструктурной составляющей имеются и внутренние проблемы персонала, к примеру, неспособность самого персонала работать с рассматриваемой категорией людей. Самая распространенная работа с людьми с ОВЗ наблюдается в школе — это школьники, которые познают мир согласно педагогическим методикам применяющими педагогами. Для того, чтобы создать интерес детей к изучаемым дисциплина, на базе Слюдянской библиотеке проводятся экскурсионные кружки для маленьких познавателей мира. Кружки носят тематический характер, но есть проблема в том, что библиотека имеет хорошие идеи в данном направление, однако адаптировать полностью всю инфраструктуру по требованиям, достаточно сложная задача. Также библиотека с группой людей, которые активно помогают прорабатывать маршруты и занимательный отдых для детей, молодежи и более старшего активного поколения, несмотря на свои особенности, организуют в феврале небольшие прогулки по льду Байкала. Такое мероприятие приносит огромное количество положительных эмоций каждому, кто посещает подобное мероприятие. В г. Байкальске имеется уникальное здание, построенное по всем современным требованиям — это библиотека (рис.3).
Рис. 4. Библиотека и ТИЦ в г. Байкальск.
Наблюдения показали, что обеспечение компонентами доступной среды зачастую рассматривается узко с ориентацией на колясочников, без учета категорию людей с полной или частичной потерей зрения, слуха и речи, а также не берут в учет сопровождающих данных туристов. В России не так много объектов, где используются системы Брайля, макетная технология, аудиогиды, кохлеарные аппараты, сурдопереводчики, титры. Их необходимо рекомендовать для включения в программу «Доступная среда» в Слюдянском районе.
Человек с ОВЗ представляет собой особую категорию потребителя туристских услуг, при предоставлении туристических услуг которому необходимо учитывать ряд особых требований к продукту по физическим, социальным, психологическим и медицинским показателям, помимо удовлетворения потребности туриста относительно туристского продукта.
ВЫВОДЫ
Результатом целенаправленной работы по выявлению лучших практик по развитию доступного туризма в нашем регионе можно отметить: качественные изменения в структуре комплекса коллективных средств размещения (Несмотря на то, что многие объекты созданы в доперестроечный период).
Входе работы были выявлены требования для организации данного вида отдыха, основанного на ГОСТе Р 53998 от 2010 года «Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования».
Были выделены мероприятия и организации, занимающиеся развитием нового направления:
— ОГБУСО «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», создан распоряжением Губернатора Иркутской области в 1999 году с целью организации социальной адаптации и реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в возрасте от 1года до 18 лет из территорий Иркутской области;
— Региональный проект «Помощь детям, нуждающимся в особой поддержке», данный проект дает возможность малообеспеченным семьям и семьям, воспитывающим детей-инвалидов получать дополнительные меры социальной поддержки в рамках проекта Иркутской области;
— Лагерь для детей с ограниченными возможностями на Байкале. Это первый лагерь отдыха для детей с ограниченными возможностями на Байкале, территория адаптирована для особых посетителей.
— Музей часов, который способен проводить экскурсии для людей с ОВЗ.
— Базы библиотек Байкальска и Слюдянки, где организуются различные мероприятия для людей с ОВЗ различных возрастных категорий.
Также выделены проблемы:
— недостаток оснащенности инфраструктуры и кадров, которые способны работать с обозначенной аудиторией;
— недостаточная осведомленность граждан, в том числе и местных жителей о имеющихся объектах. Такие данные были получены при помощи опроса местных жителей и гостей. В основном информацией владеют только сотрудники, которые занимаются проблемой.
Из изложенного материала, можно сделать вывод, что региону требуются действия по развитию доступной среды туризма, что послужит привлечению дополнительного контингента туристов, дополнит позитивный туристский имидж, а также позволит родителям и организациям у которых есть особенные люди, организовать отдых достойно и интересно.
REFERENCES
- Andreyeva I. V. Prirodnyy paraturizm i ego vidy. [Elektronnyy resurs] // Sbornik statey: sayt. URL: http://new.elib.altstu.ru/disser/conferenc/2013/04/30-05.pdf (data obrashcheniya 20.03.2017) (in Russian)
- Akhmetshin A. M. Turizm dlya lits s ogranichennymi zhiznennymi vozmozhnostyami: sotsiologicheskiy aspekt: avtoref. dis. … kand. sotsiol. nauk. Moskva. 2004. pp. 26. (in Russian)
- Bavelskii A.D.. Zorina G. I., Ruchin A.A. Bezbarernii turism v Moskve: ychebno-metodicheskoe posobie; pod naych.red. I.V. Zorina; Komitet po tyrizmy i gostinichnomy hozyistvy goroda Moskva. M. Logos, 2011. pp. 168. (in Russian)
- Efremova M. V. Normativnii aspect formirovaniy dostypnoi sredi dly lic s ogranichennymi vozmozhnostyami // Ynikalnie issledovaniy XXI veka. 2015 № 6 (6). S. 28–33 (in Russian)
- Zaiceva N. A., Shuravina D. B. Bezbarernii turism: ychebnoe posobie М.: КNORUS, 2016. pp. 176. (in Russian)
- Кireeva Y.A. Problemy razvitiy bezbariernogo tyrizma v Rossii // Vestnik RМАТ. Тuristika. 2014 № 2. pp. 41-45. (in Russian)
- Маnshina N. V. Rossia bez barierov, ili Perspektivy razvitia tyrizma dly invalidov. Sait tyristicheskoi kompanii “Sankyrtyr”. 2010 [Electronnyi resurs] URL: http://sankurtur. ru/ press/ item/3000/ (data obraheniy 18.02.20) (in Russian)
- Slepneva E. V., Dulya K. V. Perspektiva sozdaniya turistsko-rekreacionnogo klastera “Turism bez granic” v Pribaykalskom nacionalnom parke (PNP) // Izvestiya Irrkutskogo gosudarstvennogo universiteta seria “nayki o zemle”. 2019. Тom 28 № (33). pp. 89–108. (in Russian)
- Radigina E. G. Sozdanie bezbarernoi sredi v sredstvax razmeheniy dly gostei s ogranichennymi vozmognostymi // Кoncept 2014 № 5. pp. 1–7. (in Russian)
- Buhalis D., Eichhorn V., Michopoulou E., Miller G. Accessibility Market and Stakeholder Analysis. OSSATE. University of Surrey, 2006.
1 Всемирный доклад об инвалидности. Всемирная Организация Здравоохранения: Женева: 2019. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.who.int/disabilities/world_report/2019/ summary_ru.pdf?ua=1 — (дата обращения 18.02.2020)
2 Федеральная служба государственной статистики. 2019
3 ГОСТ Р 53998 — 2010 года «Туристские услуги. Услуги туризма для людей с ограниченными физическими возможностями. Общие требования»
4 Министерство-Деятельность-Государственные программы-Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда». [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0 (дата обращения: 17.03.2020).